КАКОЙ РАЙОННЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ СТАВИТЬ В БОЛЬНИЧНОМ ЛИСТЕ В САНКТ ПЕТЕРБУРГЕ

Письмо Фонда социального страхования РФ
№ 02-11-03/17-02-468ОП от 17.12.2018

Общество просит отменить решение филиала № 2 Государственного учреждения — Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее — филиал № 2) о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 29.08.2018 № 2477с/с (далее — решение № 2477с/с), оспаривая правильность применения территориальным органом страховщика нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих назначение и выплату пособия, указывая на то, что выводы в вышеуказанном решении не соответствуют законодательству Российской Федерации.

Проанализировав материалы, предоставленные страхователем и Государственным учреждением — Челябинским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации, Департамент установил следующее.

На основании поступивших от налогового органа в рамках межведомственного взаимодействия сведений о расходах на выплату страхового обеспечения, содержащихся в расчете по страховым взносам, представленном страхователем в налоговый орган филиалом № 2 проведена камеральная проверка Общества и составлен акт камеральной проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 23.07.2018 № 2477с/с.

Рассмотрение материалов проверки состоялось 29.08.2018 в присутствии представителя страхователя.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон № 255-ФЗ) назначение и выплата пособия осуществляется страхователем по месту работы застрахованного лица.

Согласно части 5 статьи 13 Закона № 255-ФЗ назначение и выплата пособия осуществляется на основании листка нетрудоспособности, выданного медицинской организацией в форме документа на бумажном носителе или (с письменного согласия застрахованного лица) сформированного и размещенного в информационной системе страховщика в форме электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией, в случае, если медицинская организация и страхователь являются участниками системы информационного взаимодействия по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа.

Согласно части 1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ пособие исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности.

Частью 1.1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ установлено, что в случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда (далее — МРОТ), установленному федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие, принимается равным МРОТ, установленным федеральным законом на день наступления страхового случая.

В силу пункта 11

Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 № 375 (далее — Положение № 375), в случае, если застрахованное лицо в двух предшествующих календарных годах не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие, принимается равным МРОТ, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, исчисленные застрахованному лицу исходя из МРОТ, размер пособия определяется с учетом этих коэффициентов.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 1.2 Закона № 255-ФЗ средний заработок — средняя сумма выплаченных страхователем в пользу застрахованного лица в расчетном периоде заработной платы, иных выплат и вознаграждений, исходя из которой в соответствии с Законом № 255-ФЗ исчисляется пособие, а для лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, — МРОТ, установленный федеральным законом на день наступления страхового случая.

Согласно пункту 15 Положения № 375 во всех случаях для исчисления пособия используется средний дневной заработок.

Пунктом 15

Положения № 375 установлено, что в случаях, указанных в пункте 11

Положения № 375, для исчисления пособия средний дневной заработок определяется путем деления минимального размера оплаты труда (далее — МРОТ), установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, увеличенного в 24 раза, на 730.

Статьей 5 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» установлено, что размеры государственных пособий гражданам, имеющим детей, в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов, которые учитываются при исчислении указанных пособий в случае, если они не учтены в составе заработной платы.

Из указанных норм следует, что только в случае, если пособие было рассчитано из МРОТ, на исчисленный размер пособия должен быть начислен районный коэффициент, так как в остальных случаях районный коэффициент уже учтен в фактическом заработке расчетного периода.

Таким образом, сравнение среднего месячного заработка застрахованного лица, определенного за расчетный период, с МРОТ производится через средний дневной заработок. Для исчисления пособия из этих двух величин необходимо выбрать большую. Также из данных норм следует, что увеличение рассчитанного из МРОТ среднего дневного заработка на районный коэффициент на этапе его сравнения с фактическим средним заработком застрахованного лица, исчисленным за расчетный период, законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

Дополнительно обращаем внимание, что определение Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 26.05.2014 № ВАС — 5881/14 на которое Вы ссылаетесь в своем обращении принято в отношении конкретных лиц, и его действие не распространяется на других граждан и организации.

В отношении постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017 № 38-П, на которое Вы ссылаетесь в своем обращении, сообщаем, что Конституционным Судом Российской Федерации была проведена проверка конституционности положений статьи 129, частей 1 и 3 статьи 133, частей 1,2,3,4,11, статьи 133.1 Трудового Кодекса Российской Федерации в части установления, по мнению заявителя заработной платы, размер которой с учетом включения в её состав районного коэффициента и процентной надбавки за работу в местности с особенными климатическими условиями не превышает МРОТ в Российской Федерации, что нарушает права работников, осуществляющих трудовую деятельность в местности с повышенным размером оплаты труда, что не является предметом Вашего обращения.

Частью 1 статьи 7 Закона № 255-ФЗ установлено, что пособие выплачивается застрахованному лицу, имеющему страховой стаж 8 и более лет — 100 % от среднего заработка; от 5 до 8 лет — 80 %; до 5 лет — 60 %. При этом, средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в Фонд (часть 3.2 статьи 14 Закона № 255-ФЗ).

Пунктом 1 части 2 статьи 3 Закона № 255-ФЗ установлено, что пособие, выплачивается застрахованным лицам за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств страхователя, а за остальной период начиная с 4-го дня за счет средств бюджета Фонда.

Как следует из представленных страхователем и отделением Фонда материалов, у застрахованного лица Устиновой Н. В., имеющей страховой стаж свыше 8 лет, страховой случай наступил в 2018 году, следовательно, расчетный период 2016 — 2017 годы. Заработок в расчетном периоде составил 231292,06 руб. (в 2016 году — 114749,48 руб., в 2017 году — 116542,58 руб.). Среднедневной заработок, рассчитанный из фактического заработка в расчетном периоде, составил 316,84 руб. (231292,06 руб./730= 316,84 руб.), что выше среднедневного заработка рассчитанного из МРОТ — 311,97 руб. (9489,00*24/730 = 311,97 руб.).

В нарушение пунктов 11

и 15

Положения № 375 страхователь по листку нетрудоспособности от 15.03.2018 № 276 183 153 318 за период с 15.03.2018 по 23.03.2018 назначил застрахованному лицу Устиновой Н. В. пособие из расчета среднедневного заработка, рассчитанного из МРОТ и увеличенного на районный коэффициент. Так, размер среднедневного заработка рассчитанного из МРОТ и увеличенного на районный коэффициент составил 358,76 руб. (9489,00 х 24/730 х 1,15=358,76 руб.), за 9 календарных дней начислено 3228,84 руб., в том числе, за счет средств страхователя за три дня -1076,28 руб., за счет средств Фонда за 6 дней — 2152,56 руб.

Однако, с учетом вышеизложенных положений нормативных правовых актов Российской Федерации, пособие следовало назначить из среднедневного заработка, рассчитанного из фактического заработка в расчетном периоде в размере 316,84 руб., что составляет за 9 календарных дней — 2851,56 руб., в том числе, 950,52 руб. за счет средств страхователя за три дня, 1901,04 руб. за счет средств Фонда за шесть дней.

Таким образом, филиалом № 2 правомерно не приняты к зачету расходы на пособие застрахованному лицу Устиновой Н. В. в сумме 251,52 руб. (2152.56 руб. — 1901,04 руб.= 251,52 руб.).

С учетом изложенного, решение № 2477с/с вынесено филиалом № 2 обоснованно и правомерно.

В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» в случае несогласия страхователя с принятым страховщиком решением спор подлежит разрешению в суде в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Оформите подписку сейчас, и вы получите полный доступ к электронной версии журнала.

С 1 января 2019 года в России – новый МРОТ. Его размер – 11 280 рублей. Этот показатель устанавливается Федеральным законом (последний из них – от 07.03.2018 № 41-ФЗ).

От МРОТ в 2019 году зависит не только расчет оплаты труда сотрудникам, но и размер большинства социальных пособий и выплат, в том числе больничных, пособий по беременности и родам, по уходу за ребенком до 1,5 лет, а также используется и в других случаях.

МРОТ устанавливается на двух уровнях: федеральный –по стране и региональный –отдельно в каждом субъекте федерации.

ФСС России в письме от 17.12.2018 № 02-11-03/17-02-468ОП разъяснили, как учитывать районный коэффициент при расчете больничного пособия работника.

Больничное пособие считают исходя из среднего заработка работника, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году, в котором он заболел. Средний дневной заработок для расчета пособия по временной нетрудоспособности определяют делением суммы облагаемых взносами на ОСС выплат, начисленных за два календарных года, которые предшествуют году наступления больничного, на 730 (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). Напомним, сумма фактического заработка не должна превышать максимальную сумму, на которую начисляются страховые взносы, за каждый год расчетного периода.

Чтобы определить сумму пособия по больничному листу к выплате, размер дневного пособия умножают на количество календарных дней болезни, указанное в больничном листе.

Больничный исходя из МРОТ

Сумма пособия по временной нетрудоспособности не может быть меньше величины пособия, рассчитанной из МРОТ.

Пособие в размере не более 1 МРОТ за полный календарный месяц болезни выплачивают и тем работникам, которые имеют страховой стаж менее шести месяцев (п. 6 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

Поэтому нужно определить и минимальный заработок за два года. Он равен сумме МРОТ, установленной на день наступления страхового случая (начало болезни), умноженной на 24 месяца.

Затем нужно сравнить две суммы: сумму фактического заработка сотрудника и сумму минимального заработка за два расчетных года. Сравнение осуществляется через средний дневной заработок. Для исчисления пособия из этих двух величин необходимо выбрать большую.

Когда применять районный коэффициент

Если организация расположена в местности с тяжелыми климатическими условиями, работникам выплачивают заработную плату в повышенном размере.

Так, если работник в расчетном периоде не имел заработка или его страховой стаж меньше 6 месяцев, пособие выплачивается в минимальном размере (исходя из МРОТ), и его нужно увеличить на районный коэффициент.

Имейте в виду, что в остальных случаях районный коэффициент уже учтен в фактическом заработке расчетного периода.

Чиновники в рассматриваемом письме отметили: на районный коэффициент корректируется итоговая сумма пособия, рассчитанного на основании МРОТ.

То есть на этапе сопоставления фактического среднего дневного заработка и среднего дневного заработка на основе МРОТ районный коэффициент не учитывается.

Пример 1. Как рассчитать сумму больничного с учетом районного коэффициента (по мнению ФСС)

Организация расположена в местности, где действует районный коэффициент в размере 1,15. Сотрудник А. И. Смирнов имеет право на пособие по временной нетрудоспособности в размере 100% среднего заработка за 5 дней (по листку нетрудоспособности).

За два календарных года, которые предшествуют наступлению временной нетрудоспособности (январь – декабрь 2017 года и январь – декабрь 2018 года), Смирнов заработал всего 350 000 рублей.

Фактический средний дневной заработок равен 479,45 руб. (350 000 руб. : 730 дней).

В 2019 году средний дневной заработок, исчисленный исходя из МРОТ, составит 370,85 руб. (11 280 руб. × 24 месяца: 730 дней).

Поскольку средний дневной заработок, исчисленный исходя из МРОТ, меньше среднего дневного заработка, рассчитанного из величины фактического заработка (370,85 руб. < 479,45 руб.), при расчете пособия нужно применять величину фактического среднего дневного заработка. Сумма пособия составит 2397,25 руб. (479,45 руб. × 5 дн.).

Судебная практика

ВАС РФ считает иначе. Сначала надо определить средний дневной заработок исходя из фактического заработка. Затем рассчитать средний дневной заработок исходя из МРОТ и получившуюся величину умножить на районный коэффициент. В таком случае сравнение заработков корректно, ведь в фактической заработной плате сотрудника уже учтен районный коэффициент.

Определение ВАС РФ от 26.05.2014 № ВАС-5881/14.

Пример 2. Как определить средний дневной заработок с учетом районного коэффициента по методике ВАС

Организация расположена в местности, где действует районный коэффициент в размере 1,15. Сотрудник имеет право на пособие по временной нетрудоспособности в размере 100% среднего заработка. Средний заработок работника, исчисленный с учетом коэффициента, составил 200 000 руб.

Средний дневной заработок в этом случае равен 273,97 руб. (200 000 руб. : 730 дн.).

В 2019 году средний дневной заработок, исчисленный исходя из МРОТ с учетом районного коэффициента, составит 426,65 руб. (11 280 руб. × 24 мес.: 730 дн. × 1,15).

Эксперт “НА” Е. В. Чимидова

Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов по сравнению с коэффициентами, утвержденными на федеральном уровне и отраженными в данной справочной информации. Проверь дополнительно свой коэффициент в региональной Справочной информации!

1. Применение районных коэффициентов и надбавок в целях оплаты труда.

В соответствии с частью 2 статьи 146, статьей 148 ТК РФ труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере; оплата труда на работах в таких местностях производится в порядке и размерах не ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами.

Статьями 315 — 317 ТК РФ для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотрено применение районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, размер которых устанавливается Правительством РФ. Аналогичные нормы предусмотрены статьями 10 и 11 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

До настоящего времени акты, предусмотренные вышеназванными нормами, не изданы, в связи с чем на основании части 1 статьи 423 ТК РФ применяются ранее изданные правовые акты федеральных органов государственной власти РФ или органов государственной власти бывшего СССР.

Вопрос о правомерности применения районных коэффициентов, установленных актами органов государственной власти СССР, неоднократно был предметом рассмотрения высших судебных инстанций. См., например, Решение Верховного Суда РФ от 01.06.2000 N ГКПИ00-505, Определение Верховного Суда РФ от 10.08.2000 N КАС00-311, Решение Верховного Суда РФ от 04.11.2002 N ГКПИ2002-1165, Определение Верховного Суда РФ от 11.03.2003 N КАС03-73, Решение Верховного Суда РФ от 11.01.2006 N ГКПИ05-1570, Определение Верховного Суда РФ от 21.02.2006 N КАС06-31, Решение Верховного Суда РФ от 07.12.2005 N ГКПИ05-1372, Определение Верховного Суда РФ от 26.01.2006 N КАС05-639, Решение Верховного Суда РФ от 05.11.2008 N ГКПИ08-1868, Определение Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N КАС08-757, Решение Верховного Суда РФ от 03.11.2005 N ГКПИ05-1141, Определение Верховного Суда РФ от 12.01.2006 N КАС05-612, Решение Верховного Суда РФ от 28.08.2002 N ГКПИ02-715.

Исходя из разъяснений, содержащихся в письме Роструда от 29.06.2011 N 1891-6-1, районные коэффициенты применяются к заработной плате работников, заключивших договор с российской организацией, но работающих за пределами территории Российской Федерации в местностях, на территории которых актами бывшего СССР к заработной плате были установлены районные коэффициенты (например, в представительстве (филиале) российской организации).

В данной Справочной информации представлен перечень нормативных правовых актов, включенных в ИБ Проф, устанавливающих процентные надбавки и районные коэффициенты.

Акты, устанавливающие районные коэффициенты для работников конкретных организаций, в данной Справочной информации не приводятся.

Внимание! При применении перечисленных в данной Справочной информации нормативных правовых актов необходимо иметь в виду, что в соответствии с частью 2 статьи 316 ТК РФ и частью 2 статьи 10 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов субъектов РФ, государственных учреждений субъектов РФ, органов местного самоуправления и муниципальных учреждений. Таким образом, при решении вопроса о размере коэффициента к заработной плате работников необходимо учитывать региональное законодательство.

Письмом Роспотребнадзора от 29.08.2008 N 01/9440-8-32 для информации и учета в работе направлены размеры районных коэффициентов, коэффициентов за работу в пустынных и безводных местностях, коэффициентов за работу в высокогорных районах в субъектах Российской Федерации.

В соответствии со статьей 11 ТК РФ трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к денежному довольствию сотрудников, проходящих службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, устанавливаются коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 23.01.2023 N 58 установлены размеры коэффициентов и процентных надбавок, а также порядок их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях.

«Районные коэффициенты и процентные надбавки, установленные для государственных органов и учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и муниципальных учреждений»
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)

РАЙОННЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ И ПРОЦЕНТНЫЕ НАДБАВКИ,

УСТАНОВЛЕННЫЕ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ

СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО

В Справочной информации представлены районные коэффициенты (РК) и процентные надбавки (ПН), установленные в соответствии со статьями 316, 317 ТК РФ и статьями 10, 11 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» для лиц, работающих в государственных органах, государственных учреждениях субъектов РФ, органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях.

РК и ПН, установленные для лиц, работающих в органах и учреждениях отдельных сфер деятельности, в данной Справочной информации не приводятся.

В Справочной информации указаны РК и ПН, установленные нормативными правовыми актами, включенными в ИБ КонсультантПлюс: Региональные выпуски.

О районных коэффициентах и процентных надбавках, установленных федеральными органами государственной власти или органами государственной власти бывшего СССР, см. Справочную информацию.

Что представляет собой районный коэффициент

Под районным коэффициентом в контексте трудовых правоотношений понимается финансовый показатель, на который умножается заработная плата (все ее компоненты — оклад, премии, стимулирующие выплаты) человека, работающего в регионах (муниципалитетах), в которых:

1. Как правило, наблюдаются сложные климатические или экологические условия проживания граждан и ведения трудовой деятельности. Например, на Крайнем Севере и районах, которые приравнены к нему. Отсюда неофициальное название показателя — «северный коэффициент».

2. Соответствующие районные коэффициенты установлены законодательно.

Примеры нормативных актов, в которых закреплены коэффициенты для тех или иных регионов (муниципалитетов):

Значительная часть нормативных актов, устанавливающих коэффициенты, принята еще в СССР. При отсутствии более новых источников права они признаются полностью действующими.

Полный перечень районных коэффициентов есть в КонсультантПлюс. Чтобы посмотреть Справочник, получите пробный доступ к правовой системе. Это бесплатно.

Районный коэффициент начисляется на зарплату вне зависимости от стажа работы человека в целом и в регионе, где коэффициент действует, в частности. В этом отличие рассматриваемого финансового показателя от другого схожего по назначению — процентной надбавки (часто именуемой «северной надбавкой»).

В каких случаях начисляется районный коэффициент на больничный лист

Как мы уже знаем, районный коэффициент — это показатель, на который умножается заработная плата сотрудника, работающего в регионе, для которого соответствующий коэффициент определен законодательно. При расчете больничного подобное умножение в общем случае не осуществляется: это связано с тем, что пособие по нетрудоспособности рассчитывается исходя из фактического заработка (который уже исчислен и выплачен с учетом установленных коэффициентов).

Вместе с тем районный коэффициент при исчислении больничного все же может быть применен, если:

1. Сотрудник имеет страховой стаж, который не превышает 6 месяцев.

2. Средний месячный заработок сотрудника за 2 года, предшествующих тому, в котором оформляется больничный, — меньше МРОТ.

3. Сотрудник не работал по ТК РФ в течение 2 лет, предшествующих году, в котором оформляется больничный (и, соответственно, не имел зарплаты).

4. Сотрудник нарушил режим лечения.

5. Нетрудоспособность сотрудника наступила вследствие опьянения.

Рассмотрим подробнее порядок расчета больничного в указанных случаях на практике.

Расчет больничного с коэффициентом

Во всех указанных случаях (при соблюдении хотя бы 1 из перечисленных условий) больничный рассчитывается по МРОТ. В большинстве случаев формула расчета будет такая:

ВН = КБ × (МРОТ × 24 / 730) × К,

ВН — выплата по нетрудоспособности;

КБ — количество дней болезни сотрудника;

К — коэффициент по стажу, равный 0,6 при стаже сотрудника менее 5 лет, 0,8 — при стаже 5–8 лет, 1 — при стаже более 8 лет.

Пример расчета пособия, когда средний месячный заработок работника меньше МРОТ, от КонсультантПлюс:С 14 по 20 июля 2023 г. работник согласно больничному листу был болен. На работу он принят в июле 2023 г. До этого момента страхового стажа и заработка, учитываемого при исчислении пособия, не имел. В таком случае больничный нужно рассчитать исходя из МРОТ. Алгоритм расчета смотрите в КонсудьтантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.

Если стаж сотрудника меньше 6 месяцев, то применяется несколько другая формула расчета исходя из МРОТ:

ВН = КБ × (МРОТ / Количество календарных дней в месяце болезни).

Пример расчета пособия при страховом стаже работника менее шести месяцев и среднем месячном заработке больше МРОТ от КонсультантПлюс:С 27 июня по 4 июля 2023 г. работник согласно больничному листу был болен. Средний дневной заработок работника за расчетный период равен 880 руб. Страховой стаж работника на дату наступления временной нетрудоспособности — 5 месяцев. Расчет пособия по временной нетрудоспособности в такой ситуации будет следующий. Полностью пример смотрите в КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе бесплатен.

Величина МРОТ берется по состоянию на дату открытия больничного листа сотрудника. Если после начала периода нетрудоспособности вступил в силу нормативный акт, установивший новую величину МРОТ, то тем не менее используется та, что утверждена ранее действовавшим нормативным актом.

Если в регионе (муниципалитете), где трудоустроен вышедший на больничный человек, принят районный коэффициент, порядок его примененения вы можете посмотреть ниже на примерах.

Итоги

Районный коэффициент при исчислении больничного применяется только в тех случаях, когда величина пособия по временной трудоспособности рассчитывается исходя из МРОТ. Это связано с тем, то соответствующий коэффициент «автоматически» учтен в среднем заработке, на основе которого исчисляется больничный в общем случае.